Советы инструкторам.

Все нижеизложенные рекомендации составлены исключительно на основе личного преподавательского опыта, и имеют целью помочь начинающим преподавателям йоги в работе с группой. Проблемы индивидуальных занятий здесь не затронуты. Это отдельная огромная тема для разговора.

Уделите внимание залу, в котором вы ведете занятия. Если вы не наемный инструктор в фитнес-клубе, вы имеете возможность производить необходимые изменения в обстановке. Желательно чтобы в ваше помещение доносилось как можно меньше шума извне. Только в теплую погоду допустимы открытые окна, т.к сквозняки, пройдясь по вспотевшим спинам, могут надолго вывести из строя большую часть вашей группы. Но перед занятием зал необходимо основательно проветрить, особенно если перед вами там тренировалась другая группа. Делать дыхательные упражнения в помещении с испорченным воздухом нельзя. А что за асаны без правильного дыхания? Свет не должен быть ярким. Достаточно половины обычного освещения. Но и проводить занятия при свечах, если это не мини-группа в небольшой комнате, не следует. Ученики не увидят многого из того, что вы показываете, а вы не заметите ошибки, которые необходимо поправить.

Не следует завешивать все стены плакатами и фотографиями или разрисовывать их сплошь пейзажами и эзотерическими картинками. Множество информации на стенах отвлекает занимающихся. Но и оставлять стены голыми и однотонными как в больнице тоже не надо, это создаст унылую атмосферу. В этом вопросе необходим вкус и чувство меры.

Постарайтесь начинать занятие, когда в зал собрались уже все, и не поощряйте учеников покидать занятие раньше его окончания. Кроме того, что в усеченном варианте, они сами получают неполноценный комплекс, хождение по залу сильно отвлекает остальных практикующих и разрушает поток занятия, и к тому же расхолаживает учеников.

Музыка, если вы ее используете, должна соответствовать по духу тому, что вы делаете. Если вы попытаетесь взбодрить группу под монотонную успокаивающую музыку – большая часть ваших усилий пропадет даром. Так и для расслабления, необходимо подбирать соответствующие диски. Существует в продаже масса музыки, записанной специально для занятий йога-асанами или релаксацией. Перегружать занимающихся записями мантр не стоит, чтобы не вызвать отторжения. Это все же текстовая информация, хоть и на неизвестном пока для присутствующих языке. Лучше чередовать фонограммы чисто инструментальные с теми, где есть вокал. Музыка с текстом на родном языке сильно мешает на занятиях йогой. Заниматься месяц за месяцем под одну и ту же музыку не нужно. Постарайтесь регулярно приносить на занятия новые диски.

Не следует рассказывать своим ученикам о подробностях своей жизни и о проблемах со здоровьем. Это условие особенно сложно соблюдать, если вы выезжаете с ними за город на выездные тренинги и живете где-то в пансионате. Тогда, во-первых, вы должны жить в отдельном номере, и всячески подавать пример ученикам своим образом жизни. На выездных тренингах, по моему мнению – личный пример жизни – это наибольшая часть обучения.

Не устраивайте из группового занятия свою личную тренировку. Вряд ли возможности и запросы членов вашей группы совпадают с вашими. Тем более, что углубляясь в свои внутренние ощущения, вы резко снижаете спектр восприятия внешних сигналов, как следствие – в такие моменты у кого-то из учеников чаще всего происходят травмы. Этим часто страдают начинающие инструктора. Они, желая показать собственный уровень исполнения йогаасан, навязчиво долго демонстрируют и объясняют нюансы исполнения сложных поз, которые из присутствующих актуальны от силы для пяти процентов слушателей. Ничто так не отталкивает учеников, как подобный выпендреж.

Мне хорошо запомнился один из таких случаев. Один широко известный ныне киевский преподаватель, еще несколько лет назад, будучи не очень опытным, сильно удивил меня на том единственном занятии, на которое я случайно попала. Треть занятия он посвятил объяснениям различных способов выхода в стойку на руках. В процессе своего занимательного монолога он встал на руки раз пятнадцать. Проблема заключалась всего лишь в том, что из присутствующих в зале меньше половины могли стоять на руках даже с поддержкой партнера. Более того, там даже поза собаки мордой вниз была грамотно выполнена далеко не всеми. Актуальнее было бы уделить внимание именно этой асане. Несвоевременная подача информации – признак вашего непрофессионализма. А затрата времени занятия на неумеренный показ своей «крутизны» - говорит уже не о профессионализме, а о хромающих человеческих качествах преподавателя.

Обязательно уделяйте внимание громкости и тембру своей речи. Вас должно быть слышно с противоположного конца зала. Большинство начинающих инструкторов поначалу принимаются чуть ли не шептать, оправдывая это тем, что тихий спокойный голос лучше настроит группу на расслабленное созерцательное состояние. Нет ничего ужаснее, когда вместо расслабленного состояния ученик получает все растущее ощущение раздражения и негодования от того, что он вынужден напряженно прислушиваться к голосу инструктора, в надежде расслышать хоть часть его фраз. Не включайте музыку громче своего голоса. Конечно, изнутри вы слышите свой голос несколько иначе, чем он звучит вовне, поэтому для начала лучше посоветоваться о тембре и громкости своего голоса с кем-то из коллег или друзей. Тембр голоса не должен быть резким и напряженным. Для этого с самого начала занятия погрузитесь сами в то состояние, которое вы хотите донести до аудитории. Недопустимо кричать и грубо одергивать учеников, даже если кто-то делает в сотый раз вопиющие ошибки или откровенно ленится. Также постарайтесь не наделять эпитетами учеников и оскорблять их. Некоторые обидчивые люди могут воспринять за оскорбление такие ваши слова, в которых вы не имели в виду ничего подобного. Будьте внимательны к особенностям психики занимающихся.

Правильное и своевременное употребление санскритских терминов заслуживает особенного внимания. Вы должны быть достаточно грамотны, чтобы знать названия всех элементов из которых вы строите занятие, но перегружать новичков лавиной санскрита просто бессмысленно в первый же год занятий. Поэтому на начальных курсах разбавляйте санскритскую терминологию названиями на русском языке в разумных пропорциях. В идеальной речи инструктора, фразы должны быть построены так, чтобы ученики могли отстраивать асану благодаря лишь словесным указаниям. Даже если их лица повернуты сейчас в противоположную сторону от вас или глаза закрыты. Очень тяжело заниматься у преподавателей, которые говорят настолько невнятно, что понять о какой асане идет речь, можно только лишь взглянув на то, как он ее выполняет сам.

Ваш внешний вид и настрой не менее важен для учеников, чем ваше умение вести занятие. Человека, который сам не соответствует предмету, который он преподает, вряд ли кто-то захочет слушать. Если вы преподаете йогу, то само собой разумеющимся является то, что вы сами кое-чего уже достигли на этом поприще. Поэтому вы не должны регулярно отменять занятия из-за своих болезней, а приходя пугать людей синими кругами вокруг глаз. Постарайтесь надлежащим образом следить за своим внешним видом. Вычурные прически и кричащий макияж говорят ученикам о ваших нейогических интересах. Однако, неряшливо и мешковато одетая женщина-инструктор вызовет лишь отторжение у учеников, особенно женщин. Мужчин это касается тоже. Не стоит объяснять своей медитативностью и отсутствием привязанности к внешнему миру дырявые штаны и немытую голову. Обратите особое внимание на чистоту ступней и ногти на ногах. Когда вы садитесь в пашчимоттанасану перед группой – эти части тела сильно бросаются в глаза. И последнее замечание. Очень комично выглядит, если инструктор пытается манерами поведения, голосом, походкой и т.д. имитировать кого-то, особенно, если этот кто-то широко известен. Часто в первый год преподавания этого невозможно избежать, т.к. начинающий инструктор еще работает на потоке своего учителя и невольно говорит его фразами и интонациями. Но постепенно, накапливая свои наработки, вы будете изживать это, и станете самостоятельной личностью. Я не имею ввиду, что вам следует напрочь оторваться от корней, просто не надо лепить слабые пародии на других людей. Лучше будьте сами собой. Несколько лет назад посетив занятие одного инстуктора, давно и успешно ведущего занятия в узком кругу на окраине моего родного города, я была шокирована, увидев в нем образ Андрея Сидерского, только пятилетней давности. Сидерский то давно изменился, а этот его ученик законсервировал тот образ на долгие годы. Все, начиная от заученных последовательностей асан, вплоть до манеры говорить и усаживаться на коврик в начале занятия... Правда он почему-то в течение всего занятия жевал жвачку, может Андрей Владимирович тоже лет пять до этого что-то жевал на каком-то семинаре?

Я предпочитаю, настраиваясь на группу и процесс преподавания йоги, сесть перед занятием неподвижно, сложив руки в намасте-мудру, мысленно поприветствовать хранителей йоги, начиная с Первоучителя, всех учителей йоги прошлого настоящего и будущего, затем всех своих учеников прошлого, настоящего и будущего, такой формулировкой охватывая линию преемственности. А дальше, в зависимости от ситуации, можно попросить энергии соответствующего качества для ведения занятия, защиты, вдохновения, красноречия и т.д. И все это своими словами на родном языке. Множество преподавателей предпочитают готовые формулировки – мантры, начиная от аштанга-мантры и другие.

А после занятия, довольно нелепо, подняв людей из Шавасаны, отправлять их сразу переодеваться или, резко меняя тон голоса, говорить о посторонних вещах и собирать деньги за занятие. Необходимо дать людям хотя бы еще пару минут в тишине, для осознания после занятия своего качественно нового состояния и возможности внести это новое состояние в жизнь.

(С) Любомирская Ольга 2005г.


назад

на страницу новостей