Семинар Рейнхарда Гамментхаллера в Молдове.

15-18 декабря 2005 года.
Любомирская Ольга



Бортовой журнал.

Я считаю, мне очень повезло, что я смогла парктиковать четыре дня с Рейнхардом и Ванессой.

Мне радостно поделиться со своими друзьями тем, что я увидела и услышала на этом семинаре. Поэтому я выкладываю поэтапно то что перепечатываю из своего дневника:
Сурья Намаскар
Сукшма-вьяяма
Асаны

В ожидании этой встречи я проехала на поезде больше двух тысяч километров от Москвы до Кишинева. И вот наконец наступило долгожданное утро, и на семинар стекаются жизнерадостные молддавские йожики :). Как сказал один мой знакомый минувшим летом, глядя на ребят из Молдовы на международной конференции журнала "Йога" : "Йог-молдованин один не бывает. Он всегда табором ходит :))" Так и в этот раз. Все собрались большой толпой и только тогда двинулись от ворот спорткомплекса к залу. Наконец разноцветные йоговские коврики заполнили всю пощадь зала и мы приступили к занятиям. Первое, что меня действительно потрясло - это удивительно теплый и дружественный взгляд Рейнхарда. Не смотря на свои 53 года он выглядит жизнерадостным, подвижным и открытым к общению. С другой стороны, в моменты, когда Рейнхард демонстрировал в упражнениях концентрацию внимания, его взгляд становился отрешенным и суровым.

В первый же день семинара мы в полной мере осознали, что с такой йогой мы еще не встречались :) Весь тот экстрим, который мы знаем благодаря разработкам известных украинских преподавателей померк в памяти после того, как нами была проделана пеждложенная в первые 4 часа семинара сукшма-вьяяма. То что мы уже слышали эти слова и даже вроде что-то делали на семинарах Бал Мукунд Сингха - не имеет никакого значения. Можно просто "ручки вверх-вниз, ножки туда-сюда" - получается бодренькая утренняя зарядка. Так было с Сингхом. А тут... Все построено на связи дыхания и движения, постоянные кумбхаки с бандхами. Особено всех впечатлили упражнения, где задержки дыхания делались в прогибах назад в положении стоя на ногах. Некоторые стали отключаться и падать. Рейнхард отнесся к этому философски, сказав: "Ничего страшного, так люди учатся. На своих ошибках."Дело в том, что он предупреждал еще в начале серии, что надо внимательно ориентироваться на свои ощущения и самостоятельно вовремя давать себе отдыхать. Сам он делает задержки дыхания довольно продолжительные. И те, кто решил видимо с ним соревноваться, иногда не выдерживая сыпались на пол как груши.

Много было знакомых упражнений, которые давал Сингх, которые были описаны в книге. Но были и такие, что встретились впервые. Серия была очень длинная, после нее мы легли в шавасану, из которой нас никто не стал поднимать, все возвращались сами, кто когда созрел. В итогем оказалось, что шавасана длилась час. Все это время мастер просидел над нами не шевелясь в падмасане. После небольшого перерыва пошли асаны, но тоже с сериями бхастрик и с задержками дыхания. Особенно поразила меня новая разновидность (точнее сразу три) махамудры. До этого в моей памяти были три махамудры, от разных авторов в разных традициях йоги.

Во время перерыва на чай мы наслаждались непринужденной беседой с Рейнхардом, собравшись в круг на полу рядом с его ковриком, почтительно оставив пространство вокруг горящей лампады с гхи. и двух мурти. На них при ближайшем рассмотрении оказались разные изображения Шакти. На одном маленьком мурти я увидела Дургу со всеми ее атрибутами, и как полагается, сидящую на тигре. Это изображение было несколько необычным и отличалось от привычных образов "Непобедимой". Под другим мурти была лаконичная подпись: Три Шакти, и мне пришлось обратиться к Рейнхарду с вопросом о них. Это оказались : Амбика(Мать Мира), Минакша и Камакхья (Богиня Любви).

Так наш разговор перешел на эзотерические аспекты йоги. Отвечая на вопрос о сиддхах, Рейнхард рассказал для примера красочную историю о том, как он поссорился со своим Учителем и затем через некоторое время с ним примирился, оказавшись на волосок от смерти.

Кое что из того, что Рейнхард рассказывал отвечая на вопросы за чаем мне удалось записать.

- Гуру не хочет, чтобы я стал как он. Он делает свою практику. Мне он дает мою практику. Он дает мне базу, а дальше я развиваю практику индивидуально для себя.

Бал Мукунд Сингх смешивал практики Дхирендры Брахмачари с теми, что получил в других местах. А я учился только у одного Гуру. В общей сложности Сингх учился у Брахмачари около 1,5 месяца.

Когда вышла Хатха Йога Прадипика с коментариями ССС, Брахмачари был очень разгневан. Он говорил, что там много неправильных вещей. В частности - трактовка амароли, как уринотерапии не соответствует истине. Слово амароли происходит от слова амрита. Йоги не пьют мочу. Амароли выполняется после ваджроли, когда появляется нектар.

То, что мы делали здесь с вами - это не пранаямы, а очистительные начальные упражнения. Пранаяма может быть только в падмасане, не меньше 15-20 минут. И лотос должен быть правильным, симметричным для этого. Если посмотрите как Айенгар делает падмасану (на фото в его книге) - увидите, что у него одно колено висит над полом. Это очень плохо. Пранаямой в такой позе можно даже повредить мозг.

Весь зал был потрясен высказываниями по поводу женской практики.

Женщины во время месячных должны выполнять перевернутые позы, чтобы менструальная кровь не терялась. Она , как и семя у мужчин, ценна для сохранения энергии, которая при регулярной практике йоги превращается в оджас. По идее, после практики йоги женщина не должна иметь детей.

Хатха йога - очень серьезная тантра. Если вы можете удерживать бинду в теле, вы становитесь очень мощным. Раджас - огненный, женщина в период менструации - очень мощная. Если терять менструальную кровь, и энергию с ней - это приводит к привычным для среднестатистической женщины головным болям и болезням слабости. Только когда женщина беременная следует практику изменить, чтобы беречь ребенка. Ванесса (шакти Рейнхарда) сказала, что она чувствует себя лучше, когда делает во время месячных перевернутые асаны.

Много отдельных полезных высказываний мне удалось запомнить и записать:

На вопрос одного из присутствующих : "Как много времени нужно, чтобы впитать знание вашей традиции йоги." - Рейнхард ответил: "Вся жизнь. И той может оказаться мало."

Если вы вспотели во время практики йоги, нельзя смывать пот душем, надо втирать его в тело. Это самый лучший лосьон, который вы не купите вмагазине. Не будет никаких кожных болезней, пропадут морщины и будет много энергии.

Пранаяма - это не то, когда мы дышим, зажимая ноздри, а когда мы поглощаем прану. Яма - контроль. Если человек ищет Гуру, надо искоть того, кто контролирует прану. Но это трудно увидеть.

Во время практики Рейнхард держит язык в КХЕЧАРИ. но не сейчас, здесь всегда приходится говорить.Когда он практикует сам утром, то он делает всего три асаны - ширшасану, шавасану и сиддхасану - но зато по 30 минут каждую.

Когда вы практикуете йогу, боли в спине - это нормально. Дело в том, что есть три грандхи. Внизу в области кобчика - первый грандхи (узел Брахмы). Развязав его вы освобождаете энергию муладхары. В середине спины - Вишну-грандхи. Пока он не развязан - могут быть боли и физические проблемы с позвоночником. Нельзя бросать практиковать, просто надо все делать аккуратно. Остановиться можно только если ты умер. Третий узел в шее - Рудра-грандхи. Если все эти узлы развязать - энергия будет ходить по телу безпрепятственно.

На первых порах от всех этих кумбхак будет кружиться голова, потом это проходит. Тогда начинаешь чувствовать энергию.

3 часа 48 минут - это 9 картик (?) с лишним. 1 картика - примерно 20 минут. Древние делили сутки на несколько частей и ими все меряли. В асане надо находиться 3 часа 48 минут - тогда она полностью будет реализована.

Солнце - это Шакти. Солнце более мощное, чем Луна. Луну мы видим оттого, что ее освещает Солнце. Луна - это Шива. Без Шакти нет Шивы. Поклоняясь Сурья Намаскаром Солнцу, мы поклоняемся Шакти. Йоги все поклоняются Шакти. Женщина в йоге более мощная.

Есть ли смысл стремиться делать сложные позы? И простые упражнения имеют очень мощный эффект. Если мы лелаем 100 сложных асан, но кундалини даже не пробудилась, то это совсем не йога. Некоторые сложные асаны дают особые эффекты, но если энергия не двигается в вас, то это бессмысленно. Результат йоги приходит от Шакти.

Если мужчина делает сиддхасану - это уменьшит его сексуальное желание. Если он женат - не надо ее делать долго, а то жена уйдет. Эта асана была придумана для мужчин в древние времена, чтобы аскеты могли сдерживать сексуальность. Для женщин в ней нет вообще смысла. Женщинам подходит падмасана, как и мужчинам, которые не стремятся к аскезе.

Поскольку Рейнхард вел занятия обнаженным выше пояса, всем предоставилась возможность рассмотреть вблизи его многочисленные татуировки. На вопросы о них Рейнхард ответил, что он не ставил изначально никакой особенной цели. Просто ему нравятся эти изображения. На вопрос кого-то из присутствующих, влияет ли такая раскраска, на его сознание, он убежденно констатировал, что изменения очевидны. Это и не странно. Чего там только не было. Начиная с панчакшара мантры, всех возможных бидж, нанизаных как браслеты и ожерелья, кончая изображением Шри-янтры на животе, а на спине Богини-Матери в виде стройной девы с трезубцем в одной руке и черепом - в другой, и рядом - играющего тигра. Довольно трудно описать все, что было изображено - от кистей рук и подьемов стоп, до шеи.

Тем людям, которые практикуют йогу только технически, трудно пробудить кундалини. Кундалини - мистическая сила. Необходимо почитать Шакти - тогда практика будет успешнее и приведет к поднятию кундалини.

Кундалини опасна только в том случае, если человек пробудил ее, а сам не хочет меняться. Тогда она становится как Кали и жестко истребляет в человеке все, что не соответствует. Взять хотябы историю Гопи Кришны.

В процессе практики мне тоже удалось кое-что законспектировать.
назад

на главную страницу