Денис Заенчковский


"О сома-чакре".


Сома-чакра, она же бинду- вход в сахасрару. В орденах аскеты выполняли раскрытие этой чакры постепенно в начале концентрируя сознание на аджне и занимаясь в качестве подготовки тратаками на разные виды внешних объектов и затем постепенно смещая внимание на внутренние обьекты, одним из коих была эта самая чакра нектара. У всего этого есть своя сложная метафизика, в которую здесь нет места вдаваться( см.www. shaivism.narod.ru статьи про Шивайогу) Чакрой пробуждающей сому была аджна или третий глаз, третьим он назван потому, что может как и два других отражать свет и на него реагировать, если ум концентрируется на светящемся объекте долгое время включается аджна , а затем и бинду. Вещь надо сказать не простая, так во время тратаки ( а именно она является здесь базовой техникой) при более- менее длительном исполнении и попытках концентрироваться накапливается напряжение ( смотреть нужно "из ума" а не напрягая зрительные нервы). Концентрироваться на внутренних объектах (коими являются чакры) сложнее, чем на внешних может начать болеть голова, а концентрация будет "ускользать". По сему сей процесс происходит постепенно. Вследствие выделение железой особого секрета- нектара, эта чакра при пробуждении, одновременно с концентрацией даёт тот самый кайф, который сопоставим с принятием определенного вида веществ. В Индии мне передали одну из простых практик, так я с пылу с жару начал практиковать и допрактиковался... Начались головные боли которые впрочем, спустя какое- то постепенно стали перерастать в кайф, центр которого располагался в центре головы ближе к затылку, вот тогда я понял, что они подразумевали под сомой или нектаром луны. Могу сказать, что я только познакомился с этим явлением ( занимаясь тогда ежедневно около 5-6 часов главными практиками и столько же вспомогательными), то что может быть достигнуто при её раскрытии в полной мере, не поддаётся описаниям. Этот процесс может проходить с различной степенью интенсивности, главное его постепенность и регулярность и наличие Гуру, достигшего вершин этого процесса. В более-менее доступном для нас варианте техники описаны у Сатьянанда-Сарасвати ( его система хорошо адаптирована под западного человека и не сносит крышу столь жестко, как некоторые классические практики такие как они есть), кстати его новая работа Хатха-йога Прадипика с комментариями - вещь заслуживающая внимания. У нас есть три чакры которые "включают" бинду: это аджна, лалана и вишуддха. И есть еще две - бинду и сахасрара. Умение концентрировать ум в чакрах открывает их. Все йога-мудры и рочие формы, пробуждающие аджну и другие чакры( различные насикагры, шамбхави, кхечари, мантры,) способствуют в той или иной мере раскрытию сомы; конечной задачей является концентрация ума на одной точке- остальное -костыли и вспомогательные ступени. Все эти вещи концентрируют прану и ум просто для того, чтобы в какой то момент мы могли полностью поднять сознание к бинду и растворить его там без остатака. Настоящие аскеты - Капалики пили нектар сомы из своей капалы непрерывно все 24 часа в сутки, не нуждаясь не только в траве и алкоголе для поддержания этого состояния, но и в обычной пище. В современной Индии 95 процентов шоу-менов имитирующих это состояние ( не без помощи соответствующих веществ), иногда среди них встречаются настоящие йоги, но все реже и реже.


назад

на главную страницу